Пятница, 17.05.2024, 07:08
Приветствую Вас Гость RSS
Гарри Поттер и всё всё всё
ГлавнаяСтатьиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОАН РОУЛИНГ. [17]
Анекдоты [12]
ГЕРОИ И ПЕРСОНАЖИ ГАРРИ ПОТТЕРА [40]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ И ВОЛШЕБСТВА [34]
КТО ТАКАЯ ДЖОАН РОУЛИНГ [11]
ВСЕ О ФИЛЬМЕ [8]
Друзья сайта
Главная » Статьи » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ И ВОЛШЕБСТВА

Сборник событий, имен и названий на букву В

ВАЛЛИЙСКИЙ

(англ. Welsh), аналог прилагательного «уэльский», которое употребляется только в сочетании с титулами или именами (например, принц или принцесса Уэльские, Ламорак Уэльский — рыцарь Круглого стола). Во всех других случаях прилагательное «уэльский» не употребляется, а заменяется на «валлийский». Уэльс — полуостров на западе Великобритании. Коренные жители — валлийцы, предки которых, кельтские племена кимров и бриттов, были оттеснены англосаксами в VII в. в горы Уэльса. Они оказались отрезанными от других кельтоязычных областей и стали основой валлийской народности, говорящей на валлийском языке. В целом Уэльс сохранял свою фактическую независимость от Англии вплоть до конца XIII в. Учитывая автономность развития как культурных традиций, так и языка, применять английский вариант «уэльсцы, уэльский» вместо коренного «валлийцы, валлийский» считается недопустимым. Именно поэтому в книгах Роулинг, например, дракон назван валлийским.

 

ВАМПИРЫ

(от венг. vampir. Отсюда английский вариант vampire, используемый примерно с 1734. Русский вариант упырь, чешский - upir, польский - upier), согласно, в первую очередь, славянским народным верованиям, мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь живых людей для поддержания своего противоестественного дьявольского существования. Жертва при этом либо умирает, либо тоже становится вампиром (по Б. Стокеру, для этого нужно быть не только укушенным вампиром, но и самому попробовать после этого его
крови).
Считается, что вампиры не принадлежат ни к одному из миров — ни к миру демонов и духов, т. к. те обладают исключительно бестелесной природой, а вампиры наделены материальным телом, и, следовательно, их нельзя считать привидениями; ни к миру людей, т. к. несмотря на материальную природу, по своей сущности вампиры — исключительно демонические создания. Также считается, что стать после смерти вампиром является страшным проклятием. Ведь душа человека, ставшего вампиром, покинув в момент смерти тело, не находит покоя и мучается, пока этим телом владеет некая дьявольская сущность. Таким образом, только уничтожение материального тела вампира может принести душе успокоение. С другой стороны, существует версия, что вампир — это все же дух умершего, вернувшийся в свое мертвое тело. В то же время вампир может быть и чисто демонической сущностью (например, греческие ламии).
Здесь можно провести некий сравнительный анализ между вампирами и зомби, а также между вампирами и оборотнями. И с теми, и с другими вампиры имеют ряд сходных черт и одновременно ряд принципиальных различий. Самое главное сходство состоит в том, что все они имеют материальную природу, через которую и проявляют себя. Дальнейшее сходство состоит в следующем: и вампиры и зомби являются т.н. «ожившими» мертвецами, лишенными души; и вампиры и оборотни нуждаются в постоянной материальной пище (кровь живых существ) и, кроме того, способны через укус «заражать» свои жертвы, превращая их в себе подобных. Но зомби, которые, в отличие от вампиров, могут существовать при дневном свете, являются порождением черной магии некоего колдуна, от которого полностью зависят, и не нуждаются ни в какой дополнительной поддержке своего существования, кроме дьявольских чар последнего (кроме того, материальное тело зомби постепенно разлагается, тогда как тело вампира разложению не подвержено). Вампиры же, являясь порождением «самого ада», без «посредников» в виде черных магов, тем не менее не могут существовать без крови живых существ и не выносят дневного света. С оборотнями различие у вампиров еще более принципиальное — оборотень является ЖИВЫМ существом, а вампир фактически МЕРТВ.
Предания о вампирах у разных народов практически совпадают в описаниях внешнего вида, «образа жизни», а также методах борьбы с этими порождениями дьявола. Вампир представляет собой труп, который не подвержен разложению на протяжении неограниченного периода времени и способен к самостоятельному существованию без своей духовной сущности. Внешне вампира отличает необыкновенная бледность, очень часто крайняя худоба, иногда упоминается красный цвет глаз, способных светиться в темноте. Характерной чертой является наличие удлиненных и заостренных клыков (глазных зубов), которые могут быть втягивающимися и появляться только когда вампир готовится пить кровь своей жертвы. Кроме того, вампиры не отбрасывают тени и не отражаются в зеркалах. Это связано с тем, что, по преданиям, в зеркале отражается душа человека, а у вампира души нет. Так как вампиры не выносят дневного света, который губителен для них (кстати, можно отметить, что мертвая материя на свету разлагается значительно быстрее, нежели в темноте), до захода солнца они находятся в своих могилах, которые покидают только с закатом. Хотя вампиры и предпочитают для своего «питания» человеческую кровь, но в крайнем случае за неимением последней могут использовать кровь животных и птиц. Уничтожить вампира (не говорим «убить», т. к. убить то, что уже мертво, невозможно) можно, вонзив в его сердце осиновый кол, а затем отрубив голову. Впрочем, протыкание тела умершего колом является на самом деле очень древней традицией, распространенной в те времена, когда еще не использовались гробы. Так поступали, чтобы удержать тела умерших прикрепленными к земле, а вовсе не потому, что подозревали покойного в вампиризме. Постепенно традиция протыкания тел колом изменила свой первоначальный смысл (после того, как повсеместно для захоронения стали использовать гробы) и уже стала неотъемлемой частью преданий о вампирах. Применение деревянного кола (обычно осинового, реже рябинового и боярышникового) основано на вере, что вампир, во-первых, не выносит дерева, а во-вторых, разрушение сердца материального тела вампира ведет к его немедленной фактической гибели. Кроме того, считается, что, как всякое порождение ада, вампиры не выносят вида креста, а также запаха чеснока. Согласно славянским поверьям вокруг кладбищ нужно было рассыпать зерна пшеницы (или любые другие), т. к. вампир обязательно примется пересчитывать их и не успеет до восхода солнца совершить новые убийства.
Литература о вампирах, основанная на народных преданиях (особенно художественная), настолько обширна, что для перечисления авторов и названий потребуется отдельная книга. Но, бесспорно, наибольшей известностью пользуется роман Брэма Стокера «Дракула», опубликованный в 1897, прототипом которого послужил валашский господарь Влад Дракул, получивший прозвище Цепеш (румын. Tepes от teapr — кол). Он получил печальную известность своей непомерной жестокостью по отношению к врагам, которых, по обыкновению, сажал на кол. Сведения о его жизни довольно скудны и противоречивы. По одной из версий, он был убит в результате заговора в 1476, по другой версии погиб в битве с турками у Железных Ворот в 1474. Тем не менее народная молва превратила его в самого страшного и могущественного вампира, внушающего ужас далеко за пределами Валахии и Трансильвании. Кстати, Стокер первым указал на способности вампира превращаться в животных — летучую мышь. Отсюда берет начало ставший стереотипным образ вампира — летучей мыши. Этот образ имеет под собой и совершенно реальные корни — как известно, три вида летучих мышей, обитающих в Мексике и Центральной и Южной Америке — Desmodus rotundus, Diaemus youngi и Diphylla ecaudata, — являются настоящими вампирами в прямом смысле этого слова — они питаются кровью животных. Причем первый вид питается исключительно кровью млекопитающих, а два других — кровью птиц. Также можно отметить такие произведения, как «Коринфская невеста» И. В. Гёте (1797), «Жюльетта» маркиза де Сада (1796), «Вампир» лорда Д. Байрона (1819), «Вампир» Ш. Бодлера (1855) и многие другие. Русские сказания о вампирах, которых здесь более принято называть упырями, не столь многочисленны, как в странах Восточной и Западной Европы. Из художественных произведений можно смело выделить повесть А. К. Толстого «Упырь», которая заслуживает внимания и как превосходный образец русской художественной прозы.
По Роулинг, автором, писавшим о вампирах, является 3. Локоне с его книгой «Voyages with Vampires» — «Путешествия с вампирами» (в русском переводе «Встречи с вампирами») (2). Кроме того, послухам, профессор Квиррелл, боясь вампира, которого встретил в Румынии, был весь
обвешан зубчиками чеснока, которым насквозь пропах и его кабинет. Как преподаватель защиты от Темных искусств, Квиррелл знал о методах борьбы с вампирами (1).

 

ВАСИЛИСК

(от греч. basileus и лат. basiliscus - царь), чудовище из Тайной комнаты (2). Описание, приведенное на странице, «вырванной из какой-то очень старой библиотечной книги» Гермионой Грейнджер (о том, что книга старинная, говорит сам стиль повествования): «...Из многих чудищ и монстров, коих в наших землях встретить можно, не сыскать таинственней и смертоносней Василиска, также еще именуемого Король Змей. Сей гад может достигать размеров воистину гигантских, а срок жизни его — многие столетия. На свет он рождается из куриного яйца, жабой высиженного. Смерть же несет путем диковинным, небывалым, ибо, кроме клыков ужасных и ядовитых, даден ему взгляд убийственный, так что ежели кто с ним очами встретится, тотчас примет кончину скорую и в муках великих. Особливо боятся Василиска пауки... сам оный Василиск страшится лишь пения петушиного, ибо гибельно оно для него».
Впервые василиск упоминается в греческих и римских мифах. Это мифическое чудовище описывалось в виде смертоносной ядовитой змеи с петушиным гребнем, способной убивать взглядом. Кроме того, ядовитое дыхание его сжигало все на своем пути и оплавляло камни. Боялся он только петушиного пения. Описание василиска встречается у Плиния Старшего (I в. н. э.), который говорит о нем как о змее с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему», своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, вода в источниках, из которых он утоляет жажду, становится отравленной. Неоднократно василиск упоминается и в Библии как олицетворение кары Господней, посланной за грехи.
Согласно средневековой «Истории Александра Великого», именно Александру Македонскому удалось убить василиска с помощью зеркала — чудовище, увидев свое отражение, само убило себя взглядом. Вообще в средневековых легендах василиск стал символом зла, дьявола и
смерти, а также повелителем драконов и змей. Тем не менее изображением василиска часто украшали стены соборов и фасады зданий. Символическое значение василиск приобрел также в геральдике и алхимии. Как геральдический символ василиск олицетворял могущество и угрозу. В алхимической аллегории василиск представлял огонь, в котором проходила трансмутация металлов.
В XVII в. василиска стали изображать с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. Тогда же появилась легенда о рождении василиска из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой (или ужом).
В настоящее время василисками называют род ящериц семейства игуан, обитающих в тропической Америке.

 

ВЕДЬМЫ

(англ. Witches; считается, что свое происхождение это слово ведет от wit — ум, мудрость. Русское слово «ведьма» происходит от древнерусского «вЪдь», первое значение которого — «знание»), традиционно так называют женщин, занимающихся колдовством. При достижении определенных успехов в овладении магическими искусствами (см. Магия) они обладали огромной сверхъестественной силой и были способны повелевать духами природы, управлять погодой, летать (чаще всего при помощи метлы) и т.д. Считалось также, что они могли изменять по желанию свой облик, превращаться в животных, совершать различные магические ритуалы. Однако в противоположность ученым волшебникам и магам, владевшим тайнами утонченного магического искусства и получившим солидное образование, ведьмы традиционно изображались бедными неграмотными одинокими крестьянками. Кроме того, согласно наблюдениям многих демонологов, ведьм было значительно больше, чем колдунов. По словам авторов «Молота ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса (1486), а также Гейлера фон Кайзенберга (1510) и короля Шотландии Якова I (1597), женщины более склонны к галлюцинациям, более легковерны и впечатлительны, чем мужчины. Отсюда дьявол имеет на женщин большее влияние. Пособниками и спутниками ведьм традиционно считались кошки, вороны, совы, жабы и змеи, которых они держали в качестве домашних животных или в которых при желании могли превращаться.
Различали т. н. белых и черных ведьм. Белые ведьмы охотнее называли себя знахарями и целителями. Они направляли могущество своих сверхъестественных способностей во благо людям — исцеляли болезни, отгоняли непогоду, раскрывали кражи, помогали решать семейные проблемы и т. д. Они знали полезные свойства различных растений и могли варить чудодейственные отвары из трав. Черные ведьмы, наоборот, насылали на людей всяческие беды и несчастья — похищали имущество, вызывали различные эпидемии, бури, несущие разрушения, неурожаи, и т. д. Они были способны наводить порчу и сглаз, прекрасно разбирались в ядах (часто выращивали такие ядовитые растения, как паслен, белену, дурман, аконит и др.) и вообще в различных способах лишения человека жизни. Считалось, что свою силу они получили в обмен на душу которую продали дьяволу, и ему же поклоняются, творя свои черные дела. Два раза в год при смене времен года ведьмы отправлялись на свои главные сборища, т. н. шабаши: в канун дня св. Вальпурги
(Вальпургиева ночь) — ночь с 30 апреля на 1 мая — и в канун Дня всех святых (Хэллоуин) — ночь с 31 октября на 1 ноября. Самые известные шабаши происходили на горе Брокен в Германии и на Лысой горе близ Киева на Украине. До этих мест ведьмы добирались по воздуху, используя для полетов чаще всего метлу, но иногда и животных (свиней, козлов). Чтобы сообщить своему «транспортному средству» магическую силу и подняться в воздух, ведьмы использовали определенное снадобье, которым натирались перед полетом (примером из художественной литературы может служить, помимо прочего, крем Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). В его состав должны были входить аконит, мандрагора, паслен, болиголов, дурман и др. на основе животного жира. Как установила современная наука, эти растения обладают галлюцинаторным действием, вызывающим ощущение полета. На шабашах, представляющих собой разнузданные оргии, черные ведьмы подтверждали верность дьяволу. Опять же можно привести пример из художественной литературы — в поэме И. В. Гёте «Фауст» описаны и жилище ведьмы, вернувшей Фаусту с помощью огненного эликсира молодость, и шабаш на Брокене в Вальпургиеву ночь.
Белые ведьмы на шабаши не летали, а, наоборот, учили людей защищаться от сил зла с помощью определенных амулетов, оберегов, а также молитв. Тем не менее в своей практике они также использовали и элементы колдовства. До сих пор сохранились некоторые старинные традиции (или суеверия), якобы защищающие от сил черных ведьм. Так, считалось, что черные ведьмы боятся соли, ее даже насыпали в колыбели еще не крещенных младенцев, чтобы защитить их. Кроме того, подкова, подвешенная концами кверху над порогом, оберегала жилище от проникновения темных сил. Эту же задачу выполняли такие травы, как зверобой и вербена. Пучки этих трав принято было развешивать в домах и т. д. От проникновения в дом ведьмы защищали перевязанные крестом две палочки, положенные перед очагом. Ведь ведьмы обычно не пользовались дверью, а
проходили через дымоходные трубы. Кстати, путешествия через каминные очаги семейства Уизли — есть не что иное, как отголосок именно этой традиции.
Но, учитывая их сверхъестественную силу, как белые, так и черные ведьмы одинаково вызывали у людей определенный страх. В Европе начиная с XIV в. и вплоть до XVIII в. развернулась т. н. охота на ведьм. Самым страшным обвинением того времени стало обвинение в т. н. «малефициуме» — причинении вреда с помощью колдовства (от лат. maleficium — злодеяние, причинение вреда), а также в «венефициуме» (от лат. veneficium — отравление). Это обвинение было равносильно смертному приговору, т. к. по законодательству того времени было разрешено применение пыток с целью получения нужных признаний у подозреваемых. В 1486 в Германии была впервые опубликована книга двух доминиканских монахов-инквизиторов Генриха Крамера, более известного под латинизированным именем Инститориса и Якова Шпренгера «Молат ведьм» (Malleus Maleficarum), ставшая настольной для судов Святой инквизиции. В этом труде авторы подробно описывали способы распознавания ведьмы, а также рекомендовали процедуры для ведения судопроизводства при обвинениях в колдовстве. Правда, в основном обвиняемые всегда признавались виновными, и обычно их ждало сожжение заживо на костре. Такая казнь была избрана не случайно — считалось, что только очистительное пламя способно облегчить грех колдовства.
Довольно любопытен в этой связи взгляд Дж. Роулинг на процессы над ведьмами. Находясь на каникулах перед третьим курсом, Гарри Поттер писал сочинение на тему «Был ли смысл в XIV в. сжигать ведьм?». В качестве цитаты для своего сочинения он приводит следующий отрывок из «Истории магии» Батильды Бэгшот (см. Учебники): «В Средние века люди, в чьих жилах нет волшебной крови (более известные как маглы), очень боялись колдовства, но отличать настоящих ведьм и колдунов не умели. Иногда им все же удавалось поймать волшебника, но они не знали, что волшебникам огонь нестрашен: они
умели замораживать огонь и притворяться, что им очень больно, а на самом деле они испытывали не боль, а лишь приятное покалывание по всему телу и теплое дуновение воздуха. Так, Венделина Странная очень любила «гореть» на костре. И чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие, сорок семь раз меняла обличье и предавала себя в руки маглов» (3). Конечно, для детской психики представить сожжение заживо равносильно настоящей моральной травме. В таком сказочно-невинном виде проблема эта просто снимается.

 

ВЕЙЛЫ

(англ. оригинал veela, согласно южнославянской мифологии, этих существ называют «вилы» или «самовилы»), талисман сборной Болгарии на Чемпионате мира по квиддичу (см. Матчи по квиддичу) (4). Вероятно, Роулинг имеет в виду легенды о золотоволосых вайль, распространенные в Центральной Европе. Вайль — хозяйки леса, они говорили на языке животных и обладали удивительной красотой. Среди листвы можно было услышать их зачаровывающие песни. Они были гибкими и стройными, а глаза светились, как лучи солнца сквозь листву. В южнославянской мифологии вайль, или вилы, — это женские духи, обладающие внешностью очаровательных девушек с распущенными волосами и крыльями. Тем не менее их длинные одеяния были призваны скрывать от людских глаз их козлиные или ослиные ноги. Они могли летать, обитали в горах, владели колодцами и озерами. В Болгарии культ вил известен с XIII в. Учитывая, что в Чемпионате мира участвует болгарская команда, вполне очевидно, что и талисман ее будет взят из мифологии этой страны.
У Роулинг они также имеют вид самых прекрасных женщин с длинными золотыми волосами. Зачаровывают танцем, полностью подчиняя своей воле. Согласно мифологическим традициям считалось, что человек, увидевший вайль или вил, всегда погибал. Отсюда довольно непривлекательная внутренняя сущность этих сверхъестественных созданий, не считая их козлиных ног (у Роулинг °ни даже превращаются в уродливых гарпий). Вейлой была бабушка Флер Делакур, от которой внучка унаследовала неотразимое очарование. Волос вейлы является магической субстанцией для изготовления волшебных палочек (палочка самой Делакур). Но этот материал используется редко, т. к., по словам мистера Олливандера, такие палочки «слишком темпераментные» (4).

 

ВЕКТОР

(англ. оригинал Professor Vector; vector — математический вектор, а также «направлять, наводить, придавать направление», вполне соответствующее имя для преподавателя) — профессор, преподаватель нумерологии. Имя не упоминается, но известно, что это женщина. Подробности биографии, так же как и примерный возраст, установить не представляется возможным.

 

ВЕЛИКАНЫ

согласно мифологиям различных народов, группа антропоморфных существ гигантского размера. Причем если четко придерживаться мифологического смысла, то" великаны вовсе не являются теми гигантскими сказочными или эпическими персонажами, как, например, циклопы в «Одиссее». Циклопы отличаются от людей не только размерами, но и устрашающей внешностью, не имеющей ничего общего с человеческой. Великаны, напротив, выглядят абсолютно как люди, единственное отличие — их громадный рост. Таким образом, называть таких существ, как циклопы, великанами, в корне неверно, скорее здесь можно применить термин «гиганты», указывающий только на размер, а не на внешность (гигантом можно называть хоть динозавра, великан же должен обладать обязательно человеческой внешностью).
В космогонических мифах (греч. kosmogonia; от kos-mos — мир, Вселенная и goneia — рождение; т.е. мифы о рождении Вселенной) они представляют собой некую расу первосуществ, населявших Землю еще до сотворения человека, а затем истребленную их собственными богами, как, например, избиение титанов олимпийскими богами в греческой мифологии или сражение Тора и етунов в скандинавской мифологии. В этом смысле ве-
ликаны являются «ровесниками» гномов, которые также существовали на Земле до появления человека, а затем были вынуждены «уступить» Землю людям. Великанам в этом смысле «повезло» меньше, чем гномам, которые смогли укрыться в недоступных для людей местах, например под землей, в глухих лесах и т. д. Великанам из-за их огромного роста укрыться нигде не удалось, и они были истреблены. Кстати, подобный мотив свойствен не только греческой и германо-скандинавской мифологии, но развивается аналогично в мифологиях практически всех народов. Из космогонических мифов великаны «перекочевали» в народные, а затем и в авторские сказки. Отголоском древних мифов может служить тот факт, что в сказочной литературе великаны действуют почти всегда в одиночку или их сообщества крайне малочисленны (ведь в целом они должны уже быть истреблены с появлением человека). Исключением в этом плане может служить «Путешествие Лемюэля Гулливера в Броб-дингнег» английского писателя Дж. Свифта (1667—1745), где описывается целая страна, населенная одними великанами. Кроме того, великаны в сказках почти всегда враждебно настроены к людям (что опять же вполне логично, учитывая их истребление богами с появлением человека).
По Роулинг, великаны очень злые, как тролли, им нравится убивать. В Англии великаны уже перевелись. За границей они еще есть, прячутся в горных пещерах (все тот же отголосок космогонических мифов). Только, по Роулинг, с великанами боролись не боги, а волшебники, в частности мракоборцы. Потомками великанов является Хагрид, у которого мать была великаншей, а также мадам Максим. Мать Хагрида звали Фридвульфа, она бросила семью, когда Хагриду и трех лет не было, уцелела во время истребления великанов мракоборца-ми, бежала за границу и скорее всего примкнула к одной из горных общин. Учитывая общее негативное отношение к великанам, а также их врожденные наклонности, становится понятным, почему и Хагрид, и мадам Максим скрывают свое происхождение. Во времена влады-
чества Волан де Морта великаны поддерживали его. Однако после возрождения Волан де Морта Дамблдор предлагает направить к великанам послов и протянуть им руку дружбы, чтобы Темный Лорд не успел убедить их в том, что только он один способен вернуть им их «права и свободы», и таким образом перетянуть их вновь на свою сторону.

 

ВЕРВОЛЬФ

(англ. оригинал werewolf) — см. Оборотень.

 

ВИЗЖАЩАЯ ХИЖИНА

(англ. оригинал Shrieking Shack; от англ. shriek — визжать и shack — лачуга, хижина), здание в Хогсмиде, считающееся самым опасным домом с привидениями во всей Британии. «Комната пыльная и разоренная. Обои клочьями свисали со стен, весь пол в грязи, мебель сломана, словно кто-то ее крушил, разбитое деревянное кресло на трех ножках и с выломанными подлокотниками, окна заколочены досками... Справа виднелась открытая дверь, ведущая в полутемный коридор. Из прихожей вела шаткая лестница. Все вокруг покрывал толстый слой пыли. Единственная дверь вела в комнату с великолепной кроватью под пыльным пологом на четырех столбах».
Являлась тайным убежищем Римуса Люпина во время превращений в оборотня. Тоннель, ведущий в Визжащую хижину, начинался от Гремучей ивы и был прорыт под землей по приказу профессора Дамблдора, который принял все меры для обеспечения всеобщей безопасности. Каждый месяц в полнолуние Люпин прятался в хижине и не мог никого укусить. Вой и стоны, которые все принимали за бесчинства привидений, на самом деле издавал он. Но благодаря зловещей репутации этого дома, в Визжащей хижине нашел приют и Сириус Блэк после побега из Азкабана. Именно здесь Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер и Рон Уизли узнали правду о предательстве Питера Петтигрю, скрывавшегося в виде крысы Рона Коросты, и о невиновности Блэка. Поэтому они помешали профессору Снеггу арестовать Блэка, фактически совершив нападение на преподавателя.
В настоящее время (1995/96) является достопримечательностью деревни Хогсмид. Истинная история Визжащей хижины хранится в строгой тайне (3).

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛАН де МОРТА

(см. также Кровь), ритуал обретения Волан де Мортом своего материального тела. Происходил на кладбище Литтл Хэнгл-тона в ночь с 24 на 25 июня 1995 {см. Даты). Данный ритуал был совершен средствами и методами, характерными исключительно для черной магии. Так, во-первых, само место действия — кладбище — сразу наталкивает на мысль о ритуалах сатанистов. Во-вторых, ингредиенты для зелья, возрождающего Темного Лорда, — «кость отца, отданная без согласия», «плоть слуги, отданная добровольно» и «кровь недруга, взятая насильно», — напоминают во многом ингредиенты, используемые магами вуду для создания зомби (кстати, в этом есть глубокий символический смысл — Волан де Морт, несмотря на свое могу-
щество и волшебную силу, является фактически живым мертвецом, лишенным души). В-третьих, Гарри Поттер выступает в данном ритуале в качестве жертвы, а человеческие жертвоприношения — атрибут дьявольских и некоторых языческих культов. Кровь жертвы, стекающая по копью или кинжалу в некий сосуд, — вообще очень характерный образ для языческих и магических ритуалов. В данном ритуале используется огромный котел, в котором с помощью зелья и происходит возрождение. Интересно отметить, что в кельтской мифологии содержится упоминание о т. н. «котле оживления», в который, согласно легендам, бросали тела убитых воинов, а они поднимаются оттуда вновь живыми и исполненными сил. Таким образом, вся сцена возрождения Волан де Морта представляет собой несколько преобразованный ритуал, основанный на подлинных языческо-магичес-ких традициях.

 

ВОЛАН де МОРТ

(англ. оригинал Voldemort), величайший злой волшебник, самый сильный и могущественный. Он же Темный Лорд, он же Тот-Кого-Нельзя-Называть или Вы-Знаете-Кто (англ. оригинал You-Know-Who), он же Том Нарволо Реддл — анаграмма лорд Волан де Морт. Соответственно английский оригинал Tom Marvolo Riddle (этимологию данного имени см. в статье Реддл) — анаграмма lord Voldemort.
Скорее всего, вариант перевода «Волан де Морт» — адаптация к русскому читателю, являющаяся ассоциацией с булгаковским Воландом. Воланд (Волан де) — дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла. Имя изначально встречается у Гёте в «Фаусте» — в сцене Вальпургиевой ночи Мефистофель говорит о себе: «Дворянин Воланд идет!» Французская частица «де», указывающая на принадлежность чего-либо чему-либо, и Морт (от франц. mort — смерть) дают возможность перевести данную аллегорию как «Сатана Смерти» (частица «де» также является во французских фамилиях признаком благородного Дворянского происхождения этих фамилий). Вообще, происхождение данного имени можно проследить сразу
в нескольких языках. Если обратиться к оригинальному английскому варианту, то Voldemort скорее всего происходит от лат. volo — желать, хотеть, и лат. mort — смерть, т.е. по аналогии «Желающий смерти». Кроме того, дословный перевод с французского дает вариант «Полет смерти». Отсюда становится понятным обозначение его последователей как пожирателей смерти.
Наименование «Темный Лорд» употребляется в значении «Темный властелин».
Что касается страха и запрета на произнесение полного имени этого персонажа, то, учитывая его темную сущность, данное обстоятельство имеет под собой древнюю традицию. Так, в древности считалось, что имя несет в себе определенную силу, определенный заряд энергии, передающийся при его произнесении. Также считалось, что дать имя чему-либо несуществующему было равносильно вызову этого несуществующего к жизни. Отсюда
берет начало концепция т. н. «власти имен». По учению Платона, называя кого-либо по имени, мы вкладываем в него силу, т. е. соединяем идею с материей. Отсюда «помянешь черта, а он и появится», другими словами, «произнесешь имя, а оно материализуется». В различных магических практиках (например, согласно каббале) духов и демонов заклинали исключительно с помощью тайных имен последних.
К моменту начала повествования ему примерно около 65 лет (скорее всего, он убил своего отца уже после окончания Хогвартса, т. е. примерно в 17—18 лет. Учитывая, что в 1994 (см. Даты) с момента этого преступления прошло 50 лет, то, значит, он закончил Хогвартс никак не позже 1944, и, следовательно, он предположительно родился в 1926—1927). По материнской линии является потомком Салазара Слизерина. Мать умерла сразу после его рождения. Отец — магл Том Реддл, бросил его мать еще до его рождения после того, как она призналась, что является волшебницей. Это имя он презирает и еще в Хогвартсе составил удачную анаграмму — получение нового слова путем простой перестановки букв. До поступления в Хогвартс воспитывался в магловском приюте для сирот. Учился в Хогвартсе на факультете Слизерин под именем Тома Реддла. Получил награду за особые заслуги перед школой за то, что якобы нашел того, кто открыл Тайную комнату, подставив обманом Хагрида. В Зале почета хранится сверкающая золотом табличка с именем Реддла, которое еще есть на старой медали «За магические заслуги» и в списке старост школы за последние сто лет. Сначала он был старостой факультета, затем школы (2). Примерно за 10 лет до рождения Гарри Пот-тера (1971) стал набирать силу и искать себе приспешников. Лишился силы в ночь на Хэллоуин, когда попытался Убить годовалого Гарри (1981). Лишившись силы и даже физического тела, паразитировал в телах животных (особенно часто змей). В 1991, переманив на свою сторону профессора Квиррелла, стал паразитировать уже в его голове, имея только одно лицо — мертвенно-бледное, вместо ноздрей узкие щели, как у змеи, ярко-красные свирепые глаза.
С помощью Квиррелла пытался вновь обрести мошь, питаясь кровью единорогов, а затем получить в свое распоряжение Философский Камень, который дал бы ему возможность возродиться вновь. Благодаря Гарри это не удалось. Волан де Морт бросил Квиррелла умирать и вновь исчез (1992) (1). Следующим его воплощением стала память Тома Реддла, ожившая на страницах его дневника. Живительную силу он получал от Джинни Уизли, которая писала в этом дневнике и таким образом была околдована. С ее помощью вопреки ее воле смог открыть Тайную комнату и повелевать заключенным там василиском. Гарри убил василиска и уничтожил дневник, а вместе с ним улетучились и жизненные силы Реддла, вернувшись обратно к Джинни (1993) (2). Став совершенно беспомощным, укрылся до поры до времени где-то в Албании, но получил в свое распоряжение слугу — Питера Петтигрю, который выхаживал и кормил своего господина ядом принадлежавшей ему змеи Нагайны (3, 4). В 1995 возродился и обрел человеческое тело с помощью черной магии и вновь стал набирать силу (4). Единственный, кого он боится, — профессор Дамблдор.

 

ВОЛШЕЬНАЯ ПАЛОЧКА

основное и самое мощное орудие практикующего мага. Согласно древним традициям волшебная палочка изготавливалась самим магом из ветки одиноко стоящего куста (чаще всего орешника, которому еще древние приписывали особую магическую силу — т.к. орешник цветет в конце зимы, он считался символом бессмертия, а плоды орешника считались символом любви и счастья в браке, а также мудрости), который никогда не плодоносил. В идеале эту ветку нужно было срезать в первую ночь новолуния перед рассветом, стоя лицом к востоку, одним ударом кинжала, изготовленного также самим магом и обагренного предварительно кровью для придания ему еще большей магической мощи. Палочка должна быть тонкой и длинной (примерно 50 см). Как символ волшебная палочка олицетворяет первоэлемент «огонь». С ее помощью маг мог подчинять себе духов и демонов, обнаруживать то, что было невидимо глазу или наоборот, делать невидимыми различные предметы. Раздвоенная волшебная палочка, сделанная из орешника, помогает найти подземные источники, драгоценные металлы, а также клады. Кроме того, палочка помогала накладывать или снимать заклятия, а также творить заклинания. Помимо орешника для изготовления волшебной палочки можно было использовать ветки дуба, ольхи, яблони. Согласно ирландской и валлийской традициям для этих же целей использовался терновник, а особенно часто — тис (магическая сила этого дерева считалась столь могучей, что даже палочка, сделанная непосвященным человеком, обладала в некоторых случаях волшебными свойствами).
В книгах Роулинг волшебные палочки изготавливаются мастерами-одиночками, аналогично «таинству» изготовления музыкальных инструментов. Таким «Страдивари» волшебного мира выступает мистер Олливандер. Он держит в Косом переулке специализированный магазин, в котором покупают палочки все английские волшебники. Правда, в книге «Гарри Поттер и Кубок огня» дается понять, что он не единственный специалист этого дела (палочка Виктора Крама является творением Григоровича, стиль которого не импонирует Олливанде-ру). По словам самого мистера Олливандера, палочка выбирает волшебника, а не волшебник палочку. Итак, в волшебном мире Роулинг волшебные палочки не изготавливаются кустарно самими волшебниками, а являются продукцией централизованного производства.
Если по традиции сила волшебной палочки заложена в ней самой, то у Роулинг она усиливается применением дополнительно различных магических субстанций, вложенных непосредственно в саму палочку, таких как шерсть единорога, перо и

Категория: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ И ВОЛШЕБСТВА | Добавил: MsDos (30.07.2007)
Просмотров: 1050 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Наш опрос
Какой персонаж вам больше нравится
Всего ответов: 4204

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz