Если попристальнее всмотреться в черты Гарри, станет понятно, что дело не только в фактах, свидетельствующих о его героизме. Создается впечатление, что Гарри, несмотря на все его необыкновенные качества, нам давно знаком. В нем - с самого начала Камня - узнается персонаж, который можно было бы назвать Пропавшим Принцем или Неузнанным Царем, подобно Эдипу, Моисею, Королю Артуру и бесчисленному множеству других героев, имеющихся в культуре каждого народа. До получения письма-приглашения из Хогвартса Гарри понятия не имел о том, что он волшебник, и вообще о том, что на свете существует волшебный мир. Еще более узнаваемым делает его то обстоятельство, что он, во всяком случае по весьма своеобразным критериям Дурслей, - своего рода Гадкий Утенок. Он сам и все с ним связанное кажется его родственникам нелепым и возмутительным. С Гарри обращаются точь-в-точь как с Золушкой, мальчик заточен в мире куда менее интересном, чем тот, к которому он принадлежит по праву рождения, живет чулане под лестницей (а в Хогвартсе его ожидает кровать с пологом), питается объедками (неудивительно, что роскошный праздничный стол в Хогвартсе повергает его в радостное изумление).
Его личное мнение о себе
С первым появлением Гарри в мире волшебников мгновенно сбываются его самые неосуществимые мечты (все, кого он встречает, уже слышали о "великом Гарри Поттере"), однако это не избавляет его от робости и неуверенности в себе. Похожий на молнию шрам - не единственный след, оставленный Волан-де-Мортом: у того давнего поединка были куда более глубокие последствия. Некоторые черты Волан-де-Морта каким-то образом передаются Гарри. Ему не дает покоя вопрос, на котором споткнулась Распределяющая Шляпа в начале Камня: где его место - в Гриффиндоре, известном своей честностью и отвагой, или в Слизерине, падком на все темное и дурное? В Комнате Дамблдор рисует такую картину взаимоотношений добра и зла, где они не только контрастируют друг с другом, как тьма и свет, но и смешиваются, давая тени и полутона. Частица Волан-де-Морта в Гарри, объясняет он, просто делает его менее заурядным и более могущественным по сравнению с обычным учеником Гриффиндора. Кроме того, это помогает ему понимать Волан-де-Морта, что тоже можно считать несомненным преимуществом. Эта "фора" в силе и знании, безусловно, поможет Гарри в будущих сражениях.
Родословная
Мать Гарри, могущественная колдунья, была тем не менее урожденной маглой. В глазах тех, кто, подобно Драко Малфою, озабочен родословной, это сильно понижает статус Гарри. Однако если считать, что родословная вообще имеет какое-то значение, Гарри скорее выигрывает оттого, что он "полукровка". Между прочим, его диалог с Драко перекликается со случаем, приключившимся с другим великим британским колдуном, Мерлином, о котором рассказывает древний историк Гальфрид Монмутский: "...между двумя юношами, которых звали Мерлин и Динабуций, вспыхнула ссора. И вот в разгар их препирательств Динабуций крикнул Мерлину: "Что ты равняешь себя со мною, глупец? Тебе далеко до меня. Ведь я и со стороны отца, и со стороны матери происхожу из королевского рода, а кто ты, никому неведомо, ибо нет у тебя отца!" Но родовая спесь сыграла с гонителем Мерлина, так же, как и с Драко Малфоем, злую шутку. Его выкрики привлекли внимание посланцев короля Вортигерна, которым было велено найти мальчика, никогда не знавшего своего отца. Юного Мерлина забирают к королю, и этот день становится началом его карьеры.
Тысячеликий Гарри
Приключения Гарри тоже развиваются по узнаваемой схеме. Ученый Джозеф Кэмпбелл написал подробную монографию о "Тысячеликом герое" - персонаже, типичном для всех мировых культур. Все эти герои - от Одиссея из древнегреческих мифов до Люка Скайуокера из "Звездных войн" - и легенды, с ними связанные, поразительно похожи друг на друга. Гарри в этом ряду - тысяча первый. Кэмпбелл сводит все эти истории к следующему: "Герой отваживается покинуть мир повседневности и отправиться в чудесную область сверхъестественного. Там на его долю выпадают фантастические встречи и приключения, и в конце концов он одерживает решительную победу. Герой возвращается из своего таинственного путешествия, одаренный способностью творить благо ближним". Путешествие героя можно разделить на три этапа, которые Кэмпбелл условно называет Отправлением, Посвящением и Возвращением.
I. Отправление
Крой получает известие о предстоящем приключении. Согласно Кэмпбеллу, биография героя начинается в обычном мире. Потом он вступает в новый этап своей жизни. Например, прибывает некий гонец, возвещающий герою зов судьбы. Самое начало Камня вполне соответствует этой схеме. Гарри влачит жалкое существование в семье Дурслей - и вдруг узнает, что есть место, где его ждут, - Хогвартс. Поскольку Дурсли перехватывают все письма, к ним приезжает Хагрид, чтобы забрать Гарри. Гарри по-прежнему проводит летние каникулы у Дурслей, поэтому все следующие книги начинаются с описания жизни Гарри в обычном мире. Бывает, что герой не хочет следовать зову судьбы. Однако каковы бы ни были причины такого отказа - верность долгу или эгоистическое нежелание помогать другим, - со временем он обнаруживает, что, по сути, лишен выбора. Подобный элемент отсутствует в Камне, однако Гарри проходит через это в других книгах. В Комнате его раздражает всеобщее внимание, прикованное к нему после случившихся с ним событий, он мечтает о безвестности. Однако бесстрашный характер не позволяет ему закрыть глаза на загадочные происшествия - которые, как выясняется позже, волею судьбы имеют к нему самое прямое отношение. В Кубке, несмотря на то, что он отказывается от попыток перехитрить Кубок огня и положить в него заявку на участие в Турнире Трех Волшебников, Кубок все равно выбирает его. Герой встречает покровителя и проводника, который чудесным образом помогает ему, - например, даря волшебный амулет. С Гарри Поттером это происходит снова и снова. В Камне один из его покровителей с самого рождения - Хагрид. Именно он был тем волшебником, который привез младенца-Гарри к Дурслям. Через некоторое время они встречаются снова, и, когда Гарри по пути в Хогвартс посещает Косой переулок, Хагрид помогает ему купить волшебную палочку и прочее волшебное снаряжение. На день рождения Хагрид дарит ему сову, Буклю. Кроме того, в роли покровителя и проводника выступает Дамблдор. В Камне он передает Гарри плащ-невидимку. В Азкабане Гарри узнает, что ему уже давно помогал Сириус. Крой оказывается на пороге нового мира. Покровитель может лишь довести его до этого порога, однако переступить его герой должен в одиночестве. Не исключено, что ему придется сразиться со стражем, охраняющим порог, или перехитрить его. Все приключения Гарри вступают в кульминационную фазу уже за заветным порогом, когда он остается в полном одиночестве. В Камне Рону удается помочь Гарри правильно построить шахматную партию, а Гермиона в состоянии подсказать ему, какое зелье позволит пройти сквозь языки черного пламени; но только Гарри может войти в "последнюю комнату", где ему предстоит встреча с Квирреллом. В Комнате, несмотря на то что встречаться с василиском и спасать Джинни Уизли отправляются по канализационным трубам трое - Гарри, Рон и Локоне, после дний этап опасного пути Гарри должен проделать один. Герой попадает во "чрево кита". Эта фраза взята из легенд, подобных истории Ионы, и означает, что герой погружается в стихию неведомого. Бросается ли Гарри в Тайную Комнату или прокрадывается в убежище Люпина мимо Гремучей ивы - он неизменно во "чреве кита".
II. Посвящение
Оказавшись в непривычной обстановке, герой проходит через ряд испытаний. Он может неожиданно для себя встретить союзников, которые помогут ему в этих испытаниях. Случается, что помощь приходит со стороны каких-нибудь невидимых сил. Все это происходит в каждой книге. Гарри всякий раз получает новые амулеты, такие, как плащ-невидимка в Камне и Карта Мародеров в Азкабане. Он учится вызывать на подмогу сверхъестественные силы, например Патронуса. Героя похищают, либо ему приходится пускаться в путь ночью, либо плыть морем. Гарри в буквальном смысле похищают, когда он прикасается к Кубку Трех Волшебников, превращенному в портал. Герой сражается с символическим драконом. Иногда он претерпевает ритуальную смерть, а в некоторых случаях даже бывает изувечен. Гарри сражается с василиском, с дементорами и. конечно, с главным символическим драконом - Волан-де-Мортом. Практически каждое приключение сопряжено для Гарри с той или иной физической травмой - к примеру, в Комнате он оказывается, изувечен в прямом смысле этого слова: вначале ломает руку во время матча по квиддичу, а сразу вслед за этим в результате несчастной случайности (некомпетентно произнесенного заклинания) лишается всех костей. Героя узнает его отец или происходит его воссоединение с отцом. Он начинает осознавать незримое присутствие отца в своей жизни. В каждом приключении Гарри есть трогательный момент его контакта с родителями. Так, в Камне они появляются в Зеркале Еиналеж, в Кубке в виде духов, исторгнутых волшебной палочкой Волан-де-Морта. Герои достигает почти что божественного достоинства. Неведение и страх остаются в прошлом. Гарри одерживает победу над страхом почти в каждом приключении. И хотя всякий раз он удивляется, что ему вновь это удалось, у него возникает чувство - и после каждой новой встречи с Волан-де-Мортом оно усиливается, - что Темный Лорд не в силах одолеть его. Как говорит Дамблдор в конце Кубка: "Тебе попалась ноша взрослого волшебника, и ты оказался достойным нести ее". Герои получает "высшее благо" - объект своих поисков. Это мокнет быть эликсир жизни, однако может оказаться, что высшее благо" отличается от исходной цепи, потому что герой в процессе поисков становится мудрее. В Камне Зеркало Еиналеж помещает "высшее благо" - оно и впрямь оказывается средством для получения эликсира жизт1и - прямо ему в карман. В Комнате он побеждает чудовище, несколько десятилетий жившее под Хогвартсом, и спасает Джинни Уизли (а также множество других учеников, которые могли бы стать жертвами василиска). В Азкабане он "находит" того, кого ищут все волшебники, - Сириуса Блэка. Но узнав правду о Блэке, он ухитряется спасти его от, казалось бы, неминуемой смертной казни - фактически дает ему эликсир жизни. В Кубке цель ясна - победа в Турнире Трех Волшебников. Но то, что выпадает на долю Гарри, оказывается куда серьезнее. Он один на один сражается с Волан-де-Мортом на волшебных палочках и вновь избегает смерти - на сей раз благодаря своему собственному искусству. Гарри начинает понимать, какой он могущественный волшебник.
III. Возвращение
Герой совершает "чудесный перелет" обратно в свой мир. Бывает, что его спасают какие то волшебные силы. Возможно, помогает один из его прежних покровителей. Порой появляется человек или предмет, принадлежащий к привычному ему миру, и переносит его обратно. В Камне Гарри ожидает чудесное спасение: он переносится обратно, так и не приходя в сознание. В Комнате его спасает Фоукс. Феникс приносит Распределяющую Шляпу, в которой оказывается меч Гриффиндора. Потом птица нападает на василиска. В Кубке, говоря с образом Седрика Диггори, исторгнутым из волшебной палочки Волан-де-Морта, Гарри торжественно клянется ему, что вернет его тело в Хогвартс. Возвращение - еще один порог, который герою надо переступить. Нередко ему трудно бывает вновь "вписаться" в обычную жизнь, пережитый им опыт создает барьер отчуждения между ним и окружающими. После каждого школьного года Гарри приходится возвращаться в дом Дурслей на Тисовой улице - в дом, где его никогда не понимали и не поймут. Даже волшебники не вполне понимают его, как сказано в конце Азкабана: "Никто в Хогвартсе не узнал правды о том, что произошло... К концу семестра Гарри услышал множество фантастических версий о том, что тогда случилось, но ни одна из них даже не приблизилась к истине". Герой осваивается в двух мирах: обычном, составляющем его материальный опыт, и магическом - олицетворяющем его внутреннюю сущность. Для большинства волшебников перспектива всего только оказаться рядом с Волан-де-Мортом - леденящий душу кошмар. Гарри довелось быть с ним не раз, он видел вещи, которых не видел ни один волшебник. Благодаря этим встречам ему раскрывается та часть собственной души, о которой другие волшебники никогда не задумываются. У читателя возникает уверенность, что рано или поздно - несмотря на все сомнения самого Гарри - пережитый им опыт поможет ему превзойти в волшебной мощи даже Дамблдора. (Вне всякого сомнения, Дамблдор тоже знает об этом - и рад этому) Герой отвоевывает себе свободу. Он побеждает страхи, мешавшие ему жить полной жизнью. Страх, как мы понимаем, - главный враг Гарри; даже больший, чем Волан-де-Морт. В Азкабане профессор Люпин не дает Гарри возможности сразиться с боггартом, потому что не хочет, чтобы в школе появлялся образ Волан-де-Морта. Но Гарри говорит ему: "У меня мелькнула мысль о Волан-де-Морте... Но я тут же вспомнил дементора". Люпин потрясен тем, насколько глубоко Гарри проник в суть вещей: "Выходит, больше всего на свете ты боишься страха. Это похвально!" Конечно, Дж. К. Ролинг не придерживается с точностью вышеописанной схемы. Эти темы появляются в каждой из ее книг - так же, как и в мифологии и фольклоре на протяжении многих веков, поскольку на долю героев выпадают примерно одни и те же приключения. Чтобы сразиться с темными силами мироздания, героям приходится встречаться лицом к лицу с темными силами внутри себя. Каждое новое приключение показывает им, что они достойны победы. Мы понимаем Гарри потому, что, как говорит Кэмпбелл, "каждый из нас принимает участие в самом главном испытании".
Сокращения названий книг, упоминаемых в тексте:
Камень- Гарри Поттер и философский камень"
Комната- Гарри Поттер и Тайная комната"
Азкабан- Гарри Поттер и узник Азкабана"
Кубок- Гарри Поттер и Кубок огня"
|